Что из себя представляет методика Базарного

Пушкин мог бы не стать великим поэтом, если бы не учился за конторкой и не писал пером, так думают последователи методики В. Ф. Базарного в Ленинградской области. Что из себя представляет методика Базарного, на кого она рассчитана и нужна ли она в современной школе, обсудили 24 мая на круглом столе в Общественной палате Ленинградской области. В обсуждении данной темы приняла участие как член общественной палаты Ленинградской области. С этой методикой знакома давно, когда получала свое первое педагогическое образование. Вспомнилась и моя школьная жизнь, когда начинала писать свои первые буквы чернильной ручкой. Свое мнение высказали и другие общественники, представители профильных комитетов областной администрации и образовательных учреждений, Уполномоченный по правам ребенка в Ленобласти Тамара Литвинова.

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ), а именно к таким относится методика Базарного, особенно важны в образовании, считает модератор встречи, заместитель председателя Общественной палаты Дмитрий Пуляевский, ведь здоровье носит накопительный характер, а современные дети, как правило, покидают школьную скамью и вступают во взрослую жизнь не только с багажом накопленных знаний, но и с грузом хронических заболеваний. «Опыт применения в образовательных учреждениях здороовьесберегающих технологий сегодня есть и в России, и в бывших союзных республиках, и в ряде зарубежных стран. В решении столь важной проблемы ценен каждый опыт, но особенно важен тот, который мы можем транспонировать в наших образовательных учреждениях, - сказал Дмитрий Витальевич в приветственном слове к участникам встречи, - при этом во главе угла должны стоять польза для ребенка, польза для образования и удобство для учителей, что также немаловажно». Он поблагодарил инициаторов круглого стола - педагогов, реализующих методику в областных школах, и отметил, что залогом успеха в решении даже самой трудной задачи является участие энтузиастов, занимающихся любимым делом.

В конце 70-х годов группой ученых в СССР у ходе исследования было установлено, что здоровье детей ухудшается вследствие их обездвиженности в ходе учебного процесса. Так появилась здоровьесберегающая технология профессора В. Ф. Базарного, в рамках которой детям предлагалось учиться в режиме сменяемых динамических поз за специально разработанными партами и стоячими конторками с применением зрительных тренажеров и массажных ковриков. Также предлагается вводить раздельное обучение для мальчиков и девочек, отличающихся темпами развития и образом мышления, а также использовать хоровое пение как элемент вокалотерапии.

В 1989 году была принята государственная программа, по которой стали переоборудоваться школы РСФСР, и в соответствии с планами перейти на новую методику должны были все школы и детские сады Советского Союза. Политические преобразования сказались и на школьной реформе, и процесс затормозился. Но в 2001 году Роспотребнадзор выдал бессрочное заключение, разрешающее применение методики в образовательных учреждениях. Более того, как рассказал директор АНО «Информационно-аналитический центр», преподаватель гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского Алексей Севериков, после посещения класса профессора Базарного в 2011 году президент РФ Владимир Путин внес в Указ № 761 изменения о необходимости внедрения ЗДТ в системе образования.

Внедрение методики Базарного осуществляется более чем в 2/3 российских регионов, но проходит оно неравномерно, среди лидеров - Белгородская и Амурская области. В нашем регионе классы с применением элементов методики Базарного открыты в 10 школах, 5 из которых - в Гатчинском районе.

Как утверждает педагог, дети, обучающиеся по методике Базарного, лучше учатся, меньше устают, меньше болеют, в т.ч. респираторными заболеваниями, а к моменту окончания школы они на 10-15 см выше своих ровесников.

На вопрос заместителя председателя Общественной палаты Владимира Журавлёва, почему многие родители учеников не знают о передовой методике организации образования и по какой причине так мало информации о методике Базарного в информационном пространстве, выступающий высказал предположение, что профилактическая направленность не является сегодня профилирующей в медицине, которую скорее можно назвать фармацевтической, а также сказывается отсутствие единого координатора на уровне всей страны.

В Каменногорском центре образования Выборгского района реализация методики с применением части ее основных элементов ведется с 2008 года. По словам директора Центра Любови Зыряновой, начинать было непросто, администрация зачастую сталкивалась с непониманием со стороны родителей и учителей. Но результаты проведенной работы радуют: ученики классов Базарного учатся активно, меньше устают, лучше воспринимают знания, меньше болеют сезонными заболеваниями, да и психологический климат в их коллективах комфортнее, а на медосмотрах врачи практически не выявляют у них по мере взросления ухудшения здоровья, характерного школьникам в обычных, «сидячих» школах. Первые выпускники, недавно окончившие школу, показали лучшие в районе результаты по ЕГЭ и поступили в престижные вузы.

Динамику изменения заболеваемости детей в регионе в соответствии с возрастными группами представила начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям комитета по здравоохранению Светлана Николаева. Она отметила, что к старшим классам снижается доля заболеваний органов дыхания, но растет процент эндокринологических заболеваний, ожирения, миопатий, гастритов, ВСД и нарушений костно-мышечной системы, Применение здоровьесберегающих методик в образовании актуально, но большая доля ответственности лежит и на родителях, организующих внеучебное время и пространство ученика, считает специалист.

Сохранение здоровья - одно из приоритетных направлений современного образования, а методика Базарного - одна из практических методик, позволяющих его реализовывать, рассказала главный специалист комитета общего и профессионального комитета области Татьяна Засельская. Она уточнила ранее прозвучавшие данные: элементы методики применяются в 44 классах 8 коррекционных школ, а также 142 классах 13 общеобразовательных школ в 8 муниципальных образованиях 47-го региона. Расширение круга школ-участников проекта возможно, но встает вопрос финансирования инноваций, приобретения тренажеров, обучения специалистов. Решение вопроса требует комплексного подхода и глубокого изучения.

Внедрять новую систему не только затратно, но и хлопотно для участников процесса, не все захотят менять привычную схему, и здесь понадобится административный ресурс, дополнил выступавшую доцент Ленинградского областного института развития образования Владимир Лободин. Он подтвердил, что по неофициальным исследованиям в классах Базарного утомляемость учеников снижается, а успеваемость растет на 40 процентов, улучшается иммунитет детей, в т.ч. инфекционный. Отрицательных отзывов от тех, кто на практике поработал с методикой Базарного, нет, как правило, негатив идет от тех, кто совсем не разбирается в процессе. Но чтобы реализовать задачу на уровне региона, нужно просвещать родителей, обучать педагогов и создать команду единомышленников.

В поддержку применения ЗСТ в школе высказалась и специалист-эксперт областного Роспотребнадзора Анастасия Калиничева, отметив, что безусловно школьная мебель должна соответствовать санитарным требованиям к возрасту, росту учеников, цвету и маркировке и расстановке в классе. Она добавила, что представленная технология прошла необходимые согласования и имеет действующее санитарно-эпидемиологическое заключение.

Идею широкого применения в школах Ленинградской области методики профессора В. Ф. Базарного общественники поддержали, однако алгоритмы и детали вызвали немало вопросов: должна ли это быть отдельная государственная программа, как быть с переоборудованием школ, недавно прошедших капремонт , где на закупку мебели уже потрачены бюджетные средства, как научить педагогов работать в новой среде? Председатель комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию физкультуре и спорту Вероника Каторгина предложила начать именно со школ, которым предстоит реновация. И добавила, что важно за внедрением инноваций не потерять ключевую цель - качество образования.